01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Гуманитарные науки
15 сентября

Ноль постарел почти на полтысячелетия

Фрагмент «Бахшалийской рукописи»
Oxford's Bodleian Libraries

В индийском манускрипте, известном как «Бахшалийская рукопись», ученые обнаружили самое древнее изображение нуля. Об этом сообщается на сайте библиотеки, где хранится манускрипт.

«Бахшалийская рукопись» представляет собой 70 берестяных листов, которые обнаружили в 1881 году рядом с индийской деревней Бахшали. В 1902 году ее передали в Бодлианскую библиотеку Оксфордского университета. Рукопись признана самым древним индийским математическим текстом, однако ее точный возраст — предмет академических споров.

Индийцы использовали не привычный нам символ 0 — вместо него в манускриптах они писали точку. Она обозначала порядок в десятичной системе счисления, которой пользовались древнеиндийские ученые.

Исследователи провели радиоуглеродное датирование артефакта и обнаружили, что текст, в котором встречаются символы, обозначающие нули, был составлен в III или IV веке нашей эры. Предыдущие находки с символом нуля были датированы IX веком. Предположительно, самые древние символы располагались на стене храма в Гвалиоре (тоже Индия).