01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
20 сентября

Стареющая звезда сбросила тонкую оболочку

Тонкая сферическая оболочка вокруг красной звезды U Antliae
ESO/NAOJ/NRAO

При помощи комплекса радиотелескопов ALMA астрономы получили изображение тонкой оболочки, которую сбросила красная звезда U Antliae в созвездии Насоса. Результаты наблюдения помогут лучше понять поведение звезд на поздних стадиях их эволюции. Исследование опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.

Астрономы наблюдали за красной звездой U Antliae в созвездии Насоса, яркость которой меняется каждую неделю. Во время наблюдений при помощи комплекса радиотелескопов ALMA астрономы заметили удивительно тонкую сферическую оболочку вокруг нее.

U Antliae — это углеродная звезда, около 2700 лет назад прошедшая короткую стадию быстрой потери массы. Всего за несколько сотен лет она с большой скоростью выбросила вещество, которое и образовало наблюдаемую сейчас оболочку. Подробно исследовав ее, ученые увидели тонкие облака газа, образующие волокнистые структуры.

Астрономам при помощи ALMA удалось получить не просто одно изображение, а трехмерный набор данных (кубическую модель данных), каждый срез которого соответствует немного отличающейся длине волны. В результате эффекта Доплера различные срезы дают изображения газа, движущегося с различными скоростями по направлению к наблюдателю или от него. Выявляя слои, движущиеся с разными скоростями, астрономы «разрезают» космический газовый пузырь на тонкие слои точно так же, как в процессе компьютерной томографии можно видеть срезы тканей человеческого тела.

Знание химического состава оболочек и атмосфер таких звезд, а также то, как эти оболочки образуются в ходе потери массы, позволит больше узнать о процессе эволюции звезд и галактик в ранней Вселенной. Оболочка вокруг U Antliae содержит богатое разнообразие химических соединений на основе углерода и других элементов, а также способствует образованию до 70% пыли между звездами.