01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Технические науки
28 сентября

CRISPR позволит больным целиакией употреблять хлеб

PA Archive/PA Images

Технология редактирования генома CRISPR помогла «обезвредить» определенный белок в глютене (клейковине), который не переносят страдающие целиакией. Исследование ученых из Института сельского хозяйства Кордовы опубликовано в Plant Biotechnology.

Целиакия — это хроническое заболевание тонкого кишечника, связанное с врожденной непереносимостью белка (глютена), который содержится в злаковых культурах (пшеница, рожь, овес, ячмень). Согласно статистике, каждый сотый человек страдает этим заболеванием и поэтому не может употреблять хлеб. При помощи технологии редактирования генов ученые создали новые виды пшеницы, которые снижают реакции иммунитета у больных целиакией.

По словам исследователей, проблема заключается в глиадине — одном из составляющих глютена. При помощи CRISPR специалисты успешно убрали 35 из 45 генов, содержащихся в этом белке. В результате ученые получили буханку хлеба, полностью безопасную для больных целиакией. Авторы исследования уверены, что в скором времени технология позволит производить такой хлеб в промышленных масштабах.