01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
1 октября

Предложено новое объяснение быстрому росту сверхмассивных черных дыр

NASA, ESA, and D. Coe, J. Anderson, and R. van der Marel (STScI)

Сверхзвуковые течения газа могли существенно ускорить процесс набора массы черными дырами в ранней Вселенной. Это объяснение может позволить разобраться с давней нерешенной проблемой в астрофизике. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science.

Теория гласит, что рост черных дыр не может происходить со сколько угодно большой скоростью: при падении большого количестве вещества оно будет нагреваться при подлете и создавать излучение, препятствующее дальнейшему увеличению количества падающей в дыру материи. Однако наблюдения показывают, что во Вселенной существует достаточно много черных дыр, набравших массу в миллиарды солнечных всего за первый миллиард лет после Большого взрыва.

Для прояснения этой ситуации сотрудники Техасского университета в Остине в новой теоретической работе промоделировали условия в ранней Вселенной. Ученые рассмотрели рост черных дыр в гало из темной материи, сквозь которые движутся сверхзвуковые потоки газа. В работе показывается, что в местах, где наиболее интенсивные потоки пересекали сгустки темной материи, вместо фрагментации и формирования звезд газ мог собираться в большие облака. Когда такие объекты становились достаточно большими, они могли коллапсировать под действием собственной гравитации, что в итоге приводило к формированию дыры массой два миллиарда Солнц всего за 800 миллионов лет.

Зародыши черных дыр образовываются в этой модели экстремально рано — намного раньше, чем обсуждается в большинстве работ. Однако чем раньше они появились, тем сложнее будет непосредственно наблюдать их. Следующее поколение больших телескопов, возможно, позволит справиться с этой задачей.