01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
3 октября

Астрономы нашли в космосе газ из холодильника

Xлорметан (фреон 40), обнаруженный при помощи телескопа ALMA в окрестностях рождающейся звезды
NASA/JPL

При помощи наблюдений телескопа ALMA и космической миссии Rosetta ученым удалось обнаружить в космическом пространстве газ хлорметан (фреон 40), который использовался в холодильниках в качестве хладагента. Соединение найдено в окрестностях рождающейся звезды и рядом с кометой Чурюмова — Герасименко, которую изучал зонд Rosetta. Результаты опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Используя телескоп миллиметрового диапазона ALMA и прибор ROSINA на борту космического аппарата Rosetta, астрономы впервые зафиксировали стабильное вещество из класса органогалогенов. Соединения этой группы состоят из галогенов, таких как фтор или хлор, и углерода, а также, возможно, других элементов. Формула хлорметана CH3Cl, то есть он представляет собой метан, в котором один атом водорода замещен на атом хлора. Газ обнаружили как на расстоянии 400 световых лет от Земли, у протозвезды IRAS 16293-2422, так и в Солнечной системе — в гало кометы. Относительное содержание изотопов хлора в столь разных местах оказались схожим.

Открытие можно назвать как достижением, так и разочарованием. Положительной стороной стал тот факт, что такое необычное вещество обнаружили, а отрицательной — то, что использовать его в качестве маркера жизни невозможно. На Земле хлорметан синтезируется в биологических процессах, а также в промышленности при производстве красителей и лекарств. По этой причине ученые ранее предполагали по его следам искать живые организмы вне Земли. То, что хлорметан нашли рядом с протозвездой, предполагает, что газ возник еще на стадии туманности, когда жизнь в принципе не могла возникнуть. Следовательно, он без участия жизни может оказаться на планетах, возможно, при помощи комет.

«Этот результат демонстрирует мощь ALMA в поиске молекул астробиологической значимости около молодых звезд на масштабах формирования планет, — говорит соавтор работы Йес Юргенсон из Института Нильса Бора. — При помощи ALMA мы уже обнаружили предшественники сахаров и аминокислот около других звезд. Хлорметан у кометы Чурюмова — Герасименко усиливает связь между добиологической химией далеких протозвезд и нашей Солнечной системой».