01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
9 октября

Генетики «расшифровали» запах самого вонючего фрукта

Раскрытый плод дуриана
Mimi Phan/Flickr

Сингапурские ученые опубликовали результаты секвенирования генома дуриана — тропического фрукта с твердой оболочкой, нежной мякотью и резким специфическим запахом. О своей работе они рассказали в журнале Nature Genetics.

«Меня как генетика, естественно, интересовал геном дуриана: какой ген дает ему такой резкий запах, как у него появляется его колючая кожура», — прокомментировал один из авторов работы, профессор Сингапурского национального центра изучения рака Тех Бин Тин.

Авторы статьи исследовали отдельную разновидность дуриана под названием Musang King. Она известна своей нежной мякотью и сильным запахом. Ученые выяснили, что геном фрукта содержит около 46 тысяч генов — вдвое больше, чем геном человека. Используя новейшие данные, генетики также проследили эволюцию дуриана и его родственные связи с какао 65 млн лет назад.

Изучив различные части растения, генетики выявили группу генов, кодирующих метионин-гамма-лиазы — белки, которые регулируют синтез летучих ароматических соединений, в том числе и серы. Таким образом, оказались правы те, кто в запахе дуриана различал запах серы. Ученые предполагают, что в природе острый запах дуриана должен привлекать животных и таким образом помогать растению распространяться. Впрочем, многие виды дуриана находятся под угрозой исчезновения из-за общего снижения биоразнообразия.

Исследование проводилось на средства анонимных любителей дуриана.