01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
25 октября

Обнаружена «точилка для молекулярных карандашей»

webandi/Pixabay

Ученые исследовали бактериальную систему, которая может переводить специальные модификации антибиотиков в активное состояние. Эта природная система может помочь создать более эффективные средства борьбы как с бактериями, так и с другими биохимическими опасностями. Статья опубликована в журнале Structure, кратко с рассказом можно ознакомиться в релизе Ратгерсского университета.

В природе существуют белки-антибиотики, которые клетки используют для борьбы с другими бактериями. Когда действие таких белков не требуется, они хранятся в специальном неактивном виде. Ученые обнаружили специальный механизм, который они назвали «точилкой для молекулярных карандашей». Он позволяет снять внешнюю оболочку и высвободить антибиотик.

«Мы считаем, что такую штуковину бактерии используют для активации процессов, которые находятся в состоянии покоя до наступления нужного момента, когда "точилка" включается и выпускает антибиотики, — пояснил основной автор работы Константин Северинов. — Это похоже на запасенный на будущее препарат, который активируется при появлении необходимости. Тогда он переносится из клетки во внешнюю среду и убивает нежелательных соседей».

Форма одного из белков, составляющих изученную систему, TldD, как раз напоминает точилку с отверстием, куда вставляет антибиотик в неактивном виде. «Все секвенированные на данный момент бактериальные геномы содержат гены Tld, — добавляет Северинов. — Никто не знал, что они делают, а теперь мы узнали их функцию в конкретном случае и думаем, что другие бактерии похожим образом пользуются ими». Авторы отмечают потенциальную применимость данного открытия в таких областях, как белковая инженерия и синтетическая биология.