01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
31 октября

Треть обезьян наплевательски относится к кризисам

Jeffrey Arguedas/EPA

Ученые с удивлением обнаружили, что в ответ на кризис любого масштаба только две трети обезьян изменяют свое поведение, а оставшиеся особи никак не реагируют на изменения. Статья с результатами опубликована в журнале American Naturalist.

На жизнь популяций диких животных влияет множество факторов. В частности, если количество доступной для животных пищи меняется, то животные либо мигрируют, либо корректируют рождаемость. Можно предположить, что такая групповая реакция — это суммарный эффект, обеспеченный вкладом каждой отдельной особи, однако в новой работе такое объяснение опровергается.

Ученые из Пуэрто-Рико и Дании проанализировали длящиеся уже 40 лет наблюдения за колонией обезьян на крохотном пуэрто-риканском острове Кайо Сантьяго. Наблюдения показали, сколько особей и какие именно действительно меняли репродуктивное поведение в ответ на изменение плотности популяции. «Мы ожидали обнаружить увеличение количества меняющих поведение обезьян в периоды повышения или понижения плотности населения, — поясняет соавтор Ульрих Штейнер. — Оказалось, что увеличение количества меняющих поведение особей не наблюдается. В любой период было одинаковое количество обезьян, не пытающихся поменять стратегию. То есть одно и то же количество обезьян ответственно за адаптацию всей группы к изменению плотности».

В результате оказалось, что в независимости от степени серьезности кризиса, в среднем две трети обезьян меняли поведение, а треть — нет. В целом, однако, популяция сильнее реагировала на более крупные кризисы. Более того, состав этих групп оказался непостоянным, то есть не всегда одни и те же особи отвечают за адаптацию. Авторы предлагают новые методы оценки неоднородности жизненных стратегий в обществе, что должно помочь изучать явления, управляющие этой неоднородностью, а также потенциальные эволюционные механизмы, связанные с этим процессом.