01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
11 ноября

Эгоцентризм меняет восприятие слов

PxHere/Indicator.Ru

То, как человек рассматривает движение — от первого лица или со стороны — может повлиять на то, как он понимает высказанную в устной речи информацию. Когнитивные нейробиологи Высшей школы экономики и Орхусского университета впервые экспериментально продемонстрировали, как ориентация в пространстве влияет на понимание речи. Результаты исследования опубликованы в журнале NeuroImage.

Язык — сложная когнитивная функция, которая обеспечивается как распределенными по коре головного мозга сетями нейронов, так и локальными образованиями. Значительную роль в психических переживаниях и работе когнитивных функций, в том, как человек идентифицирует буквы, слова, звуки и смыслы, играет физический опыт, связанный с движением, в том числе перемещением в пространстве. Ранее ученые уже выяснили, что у людей есть определенные пространственные предпочтения: кто-то ставит в центр системы координат себя (эгоцентричная система координат), кто-то выстраивает картину мира со стороны как наблюдатель (аллоцентричная система). Эти предпочтения определяют то, как воспринимается окружающее пространство человеком, и как он понимает и планирует навигацию в этом пространстве.

Никола Вукович и Юрий Штыров провели эксперимент, который объясняет, как именно система, отвечающая за пространственную навигацию, связана с языком. Испытуемым они предложили два вида задач. Первую нужно было решить на компьютере: она заключалась в том, что участникам необходимо было провести шарик по изгибающемуся тоннелю, а в конце ответить на вопрос, где начинался тоннель. Форма тоннеля сконструирована таким образом, что позволяло ученым разделить людей по пространственным предпочтениям: на тех, кто принимает за точку отсчета себя, и на смотрящих на пространство как на карту.

Второй тип заданий предполагал работу с визуальными образами и пониманием предъявляемых на слух предложений. При этом показываемые испытуемым картинки различались по перспективе, и, таким образом, один и тот же сюжет на них можно было описать как, например, «Кто-то передает телефон» или «Я даю телефон». Участники эксперимента отвечали на вопрос, какой из услышанных ими вариантов ответа наилучшим образом описывает ситуацию на рисунке. Во время эксперимента у всех испытуемых записывалась активность мозга с помощью электроэнцефалограммы. Спектральные колебания, зафиксированные ЭЭГ, показали, что при выполнении обоих типов заданий наблюдалось множество пересечений в зонах, отвечающих за навигацию. Самым интересным, по мнению ученых, оказался тот факт, что активация зон при восприятии на слух предложений также зависела от типа пространственных предпочтений человека.

«Мозговая активность при решении языковой задачи также связана с тем, эгоцентричен или аллоцентричен человек в отношении к окружающему, как и мозговая активность при выполнении навигационной задачи. Корреляция между навигационной и лингвистической активностями доказывает, что это действительно взаимосвязанные феномены, — подчеркивает ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований ВШЭ Юрий Штыров. — Более того, в процессе восприятия речи мы увидели активацию классических навигационных систем мозга, которые, как ранее считалось, не вносят какой-либо вклад в речевую функцию».

Эти данные могут в будущем использовать нейробиологи и медики. Так при некоторых типах афазий нарушается восприятие слов, связанных с движением, и знания о том, как связаны навигационная и языковая системы в перспективе могли бы помочь в поиске механизмов восстановления этих связей.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.

Комментарии

Все комментарии
Обсуждаемое