01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Гуманитарные науки
13 ноября

Археологи требуют перепроверить три статьи из-за украденных костей

Matt Ridley/Getty Images

Группа немецких и голландских археологов высказала сомнения в надежности результатов трех работ, которые определяют время ранних свидетельств заселения Европы предками людей. Работа с обоснованием этого утверждения опубликована на портале препринтов Biorxiv.org.

Выступившие с обвинениями ученые участвовали в раскопках в Унтермасфельде (Германия), где было найдено огромное количество останков животных возрастом от 900 тысяч до 1,2 миллиона лет. Начиная с 1970 года не было описано ни одной находки человеческих костей или других следов пребывания человека в этот период. Первое такое сообщение было сделано в 2013 году, в статье журнала Quaternary International. Утверждения повторились в работах 2016 и 2017 годов.

Авторы статьи-обвинения описывают многократные случаи пропажи костей с места раскопок в Унтермасфельде, а также подброшенные в расположенный неподалеку музей ископаемые останки в неподписанных пакетах. По их мнению, выводы трех статей могут опираться на эти поддельные данные. Так, в одной из работ описан фрагмент кости лани, и эта кость очень похожа на ту, которую неизвестные украли с места раскопок, отломив от куска породы. Похожим образом были опознаны еще несколько костей.

Авторов статей не подозревают в соучастии в подлоге, но встает вопрос о том, почему они не проверили материалы исследования достаточно тщательно. Археологи утверждают, что использовали материалы из независимых коллекций. Они отвергают обвинения и настаивают на точности своих заключений.

Редакции журналов, в которых были опубликованы статьи, официально выразили свою обеспокоенность сложившейся ситуацией.