01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Сельское хозяйство
14 ноября

В 8000-летнем кувшине нашли следы древнейшего вина

Georgian National Museum

Международная группа археологов, биохимиков и историков исследовала найденный неподалеку от Тбилиси глиняный сосуд со следами вина. Ученые пришли к выводу, что он может быть одним из древнейших свидетельств виноделия на территории Ближнего Востока. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сосуд был найден во время раскопок двух древних поселений в 50 километрах от Тбилиси. В этом месте археологи нашли множество осколков керамики, на некоторых сохранились рельефные изображения, напоминающие гроздья винограда. Исследовав с помощью масс-спектроскопии химический состав жидкостей, следы которых сохранились в порах глины, ученые обнаружили винную, яблочную, лимонную кислоты — компоненты вина, сделанного из выращенного на Ближнем Востоке винограда.

Радиоуглеродный анализ позволил датировать находку пятым-шестым тысячелетием до нашей эры, то есть сосуд на 500-1000 лет старше предыдущих оценок возраста виноделия на Ближнем Востоке, которые были сделаны по результатам раскопок в Иране.

Авторы работы признают доказательства того, что вино изготавливали еще около девяти тысяч лет назад в Китае, но отмечают, что это было не чистое виноградное вино: его смешивали с плодовым вином, рисовым пивом и медовухой.