01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
21 ноября

Выживать в соленой воде мухам-водолазам помогает плотная «шерсть»

«Щелочная» муха
Floris van Breugel/California Institute of Technology

Два биолога из Калифорнийского технологического института исследовали муху, которая может долго находиться в соленой воде озера Моно (Калифорния, США). Для этого насекомое образует вокруг себя пузырек с воздухом. Как ему это удается, ученые рассказали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Озеро Моно известно своей соленостью, втрое превышающей соленость воды в океане. Вместе с очень низкой кислотностью воды это приводит к тому, что в озере почти нет водных организмов. Основные обитатели озера — одноклеточные водоросли и питающиеся ими рачки.

Авторы исследования изучили насекомое Ephydra hians (его иногда называют «щелочной» или «соляной» мухой) из семейства мух-береговушек. Эти насекомые способны нырять и долгое время находиться под водой, искать там пищу и откладывать яйца. Для этого они образуют пузырек из воздуха, который удерживается между волосками, покрывающими их тело.

Чтобы понять, как это происходит, ученые собрали сотни насекомых и обработали их и представителей шести родственных им видов содой. При высокой концентрации соль освобождает воздух из пространства между волосками на теле других мух, но у Ephydra hians они расположены намного плотнее и лучше сохраняют воздух, что позволяет этим мухам поддерживать необходимый им пузырек воздуха.

Кроме того, хотя у всех этих мух тело покрыто водоотталкивающим слоем похожего на воск вещества, только у Ephydra hians это покрытие может сопротивляться соленой воде озера Моно. В результате эти мухи оказываются единственными, кто способен выжить в настолько соленой воде, и не встречают конкуренции.