01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
30 ноября

Атмосферы экзопланет могут скрывать следы жизни

R.C.Davison/Flickr

Астрономы из Германии и Бельгии смоделировали процессы в атмосферах нескольких экзопланет и обнаружили, что атмосферные вихри и течения могут скрывать признаки жизни. С исследованием можно ознакомиться в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

О том, что на планете или спутнике есть жизнь, астрономы могут узнать по химическому составу атмосферы: жизнь, похожая на земную, должна выделять в атмосферу кислород, который под действием излучения звезды образует озон (O3). Однако, как установили авторы работы, надежность даже таких свидетельств может снижаться из-за особенностей атмосферы.

В своем исследовании астрономы изучили планету Проксима Центавра b, обращающуюся вокруг ближайшей к Солнцу звезде, и одну из планет системы TRAPPIST-1 — TRAPPIST-1d. Они обращаются вокруг своих звезд очень быстро, с периодом в 25 дней или меньше, в результате чего одна их сторона постоянно обращена к звезде, другая, напротив, находится «в тени». Авторы работы смоделировали атмосферные потоки, образующиеся в таких условиях.

Результаты моделирования показали, что на этих планетах преобладающие ветра должны быть направлены от полюсов к экватору, и озон должен скапливаться в зоне экватора. «Отсутствие следов озона в будущих наблюдениях не обязательно означает, что там вообще нет кислорода. Возможно, он встретится не в тех же местах, что и на Земле, или может быть хорошо спрятан», — рассказала один из авторов работы, исследователь из Института астрономии общества Макса Планка Людмила Карон.