01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Науки о Земле
1 декабря

Будущие землетрясения распознают по изменениям гравитации

Michael L. Bak/Wikipedia Commons

Геофизики и сейсмологи из Франции и США предложили способ быстро определять мощность землетрясения, измеряя небольшие изменения в силе гравитационного поля Земли. Это поможет точнее предсказывать цунами и раньше оповещать местных жителей. Работа опубликована в журнале Science.

Точные измерения позволяют замечать, как изменяется гравитационное поле Земли в то время, когда большие участки земной коры смещаются на десятки метров за несколько минут. Так, землетрясение с магнитудой 9,1, вызвавшее цунами в Японии в 2011 году, спровоцировало отклонение в одну миллиардную g.

Как отмечают ученые, изменения гравитационного поля в 2011 году регистрировались в сотнях километров от места землетрясения. В целом же наиболее удобное расстояние для таких измерений — от 1000 до 2000 километров. Для инструментов, расположенных ближе, сложно измерить влияние последних толчков, так как к этому времени до них уже доходят колебания земной коры.

Авторы исследования верят, что, если бы их метод применялся в 2011 году, истинная сила землетрясения была бы определена в первые минуты, а не часы. Правда, они признают, что их метод не универсален: изменения гравитационного поля от землетрясений с магнитудой менее 8 современные приборы зафиксировать не могут.