01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
7 декабря

Из ДНК сложили самый маленький портрет Джоконды

Qian Laboratory

Ученые из Калифорнийского технологического института предложили недорогую технологию, позволяющую создавать самособирающиеся структуры из ДНК. В качестве примера они сложили из нее самую маленькую репродукцию знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Подробности работы можно узнать в журнале Nature.

Ebcc91e8a9640ed53335cce301b0118e6cf3e194
Caltech

Технология ДНК-оригами появились в 2006 году. С ее помощью можно создавать плоские и объемные структуры в масштабах нанометров или контейнеры для лекарств, которые будут высвобождать активные вещества по сигналу. Придавать цепочке ДНК сложную конфигурацию можно благодаря тому, что две ее нити могут соединяются только подходящими друг к другу нуклеотидами: аденин (А) с тимином (Т), цитозин (C) с гуанином (G). Задавая последовательность «букв» в цепочке, можно добиться того, что она будет складываться в нужных местах и под нужным углом. На этот раз ученые показали, как можно использовать ту же технологию, чтобы составить достаточно сложную и большую по формату картинку.

4477abeb2a7de2e2560745a7d86a97e0214de2c3
Olivier Wyart

Портрет авторы работы сложили из 64 блоков — восемь на восемь. Для каждого из них потребовалась одна длинная цепочка ДНК и несколько более коротких. Маленькие цепочки подталкивают длинную так, чтобы она принимала нужную форму. Отдельные квадратики складываются друг с другом как фрагменты пазла. Получающийся рисунок можно увидеть с помощью атомно-силового микроскопа.

Авторы статьи также разработали программу, которая может делить исходное изображение на квадратные участки и определять последовательность ДНК, необходимую для каждого из них.