01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
22 декабря 2017

Непривлекательные самки используют красивых в качестве приманки

Jan van Arkel

Самки мотыльков, не пользующиеся успехом у противоположного пола, увеличивают свои шансы на спаривание, выделяя половые феромоны в непосредственной близости от привлекательных самок. Насекомые используют эти особые летучие вещества для передачи сигналов химическим путем. Статья с результатами опубликована в журнале Scientific Reports.

Биологи из Университета Северной Каролины и Амстердамского университета исследовали передачу половых сигналов у мотыльков — многообразной группы насекомых с хорошо известными половыми феромонами. Используя как эксперименты в лабораторной трубе, так и наблюдения в природе, ученые выяснили, что шансы на спаривание у самок с менее «привлекательной» смесью феромонов близки к нулю, если они пытаются самостоятельно привлечь партнера. Однако если в непосредственной близости от них есть привлекательная самка, то им удавалось найти самца в 17% случаев.

«Мы подозреваем, что это связано с "ошибками" самцов при навигации к настоящей цели — привлекательной самке», — говорит соавтор работы Коби Шаль. В то же время очаровательным самкам также оказалось выгодно соседствовать с необаятельными: им в такой ситуации удавалось спариться быстрее, чем одиноким или находящимися в компании других привлекательных самок.

«Подобные поведенческие стратегии спутничества в научной литературе всегда описываются как мужские, однако в нашем случае их используют самки, — поясняет Шаль. — Также стратегии звукового и визуального спутничества уже были известны раньше, однако в нашей работы мы описываем новый тип — обонятельный».