01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
18 января

Работа мозга музыкантов разных стилей различается

Wikimedia Commons

Нейробиологи сравнили мозговую активность классических и джазовых пианистов и обнаружили различия даже во время исполнения одного и того же произведения. Благодаря этому открытию ученые надеются лучше понять процессы, позволяющие композиторам сочинять музыку, а также разобраться в их специфике в зависимости от жанра. Исследование опубликовано в журнале NeuroImage.

Мозг музыкантов отличается от мозга людей без склонностей к занятию музыкой. Сочинение и исполнение музыки требует сложного взаимодействия различных способностей, что проявляется в том, что некоторые отделов мозга у музыкантов развиты лучше. В новой работе сотрудников Института когнитивных наук и наук о мозге Общества имени Макса Планка показывается, что музыкальные способности связаны с мозгом намного более сложным образом, чем считалось ранее.

«Причина может заключаться в том, что разные стили исполнения — будь это искусное интерпретирование классического произведения или творческая импровизация в джазе — требуют от музыкантов совершенно разного, — говорит один из авторов исследования Даниэла Саммлер. — Следовательно, разные процессы, сопутствующие исполнению музыки, закрепились в их мозгах, что затрудняет переключение между стилями».

Особенно ярко различие проявилось на фазе подготовки к исполнению. В целом, для начала игры необходимо решить, что играть — то есть, упрощая, какие клавиши нажимать, и как играть — какие пальцы использовать. Классический музыкант больше концентрируется на расстановке пальцев, то есть на технической составляющей, стараясь достичь как можно лучшего исполнения. Джазовый предпочтет сосредоточиться на нотах, оставаясь в постоянной готовности изменить исполнение, придумывая неожиданные ходы.

«Джазовые музыканты проявили большую гибкость мозга, — поясняет первый автор работы Роберта Бьянко. — Когда мы просили их сыграть неожиданный с точки зрения гармонии аккорд в стандартной последовательности, то их мыслительный процесс начинал заново планировать действия быстрее, чем у классических исполнителей. Соответственно, они лучше реагировали и могли продолжать исполнение быстрее». Со своей стороны классические пианисты легче справлялись с заданиями на исполнение с использованием необычной аппликатуры.

Комментарии

Все комментарии
Обсуждаемое