01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
18 января

Биологи разобрались, зачем насекомому ножки-крылья

LUTRA/Oceans-Image/Photoshot/Newscom

Ученые из США и Германии описали назначение необычных уплощенных конечностей у одного из водных насекомых, поденки. Оказалось, что необычные лапки похожи на крылья самолета и используются схожим образом — для управления подъемной силой в потоке жидкости. Об этом авторы работы рассказали на ежегодном съезде Общества интегративной и сравнительной биологии, который прошел в начале января в Сан-Франциско.

Биологи изучали строение тела личинки поденки, пытаясь понять, какие его особенности помогают насекомому противостоять сильному течению и не отрываться от дна, даже когда оно забирается на выступающие камни. Известно, что этой цели служит плоское тело поденки, однако теперь ученых заинтересовали широкие и уплощенные передние конечности насекомого.

Авторы работы снимали на видео поведение насекомых в аэродинамической трубе, изучали обтекаемость напечатанных на 3D-принтере моделей ножек поденки.

Оказалось, что по своему профилю лапки напоминают перевернутое крыло самолета: вместо того, чтобы обеспечивать подъемную силу, они помогают оставаться на поверхности. Насекомые научились управлять этими силами, немного поворачивая плоские лапки.