01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
27 января

Новый тип токсина ботулизма нашли у почти безвредной бактерии

Elena Hartley

Ученые из США, Канады и Швеции обнаружили у бактерий рода энтерококков токсин, очень похожий на один из сильнейших органических ядов, ботулотоксин, обычно вырабатываемый совсем другими бактериями. О своем исследовании авторы работы рассказали в журнале Cell Host and Microbe.

«Впервые ботулотоксин нашли не у Clostridium botulinum – и не только токсин, но и целый комплекс, содержащий токсин и связанные с ним белки, предотвращающие его разложение в пищеварительном тракте», – пояснил руководитель исследования, ученый из Гарвардской медицинской школы Минь Дун.

Несмотря на новую угрозу, которую открывает исследование, прямой опасности авторы работы сейчас не видят. «К счастью, выделенный энтерококк остается уязвимым к действию основных антибиотиков. Его нашли всего у одного животного и никаких признаков ботулизма замечено не было», – добавил соавтор работы, постдок в лаборатории Дуна Сыцай Чжан. Также почти никакого эффекта токсин не оказал на лабораторных мышей и крыс. Далее авторы работы собираются на культуре человеческих нейронов проверить, может ли новый ботулотоксин быть опасным для людей.

Впрочем, сохраняется возможность передачи токсина другим бактериям, например, с помощью обмена плазмидами – мобильными структурами, содержащими ДНК. Энтерококки активно обмениваются ими с другими бактериями в кишечнике.

Найденный в энетерококке токсин получил наименование BoNT/En, он стал девятым известным ботулотоксином. Восьмой, BoNT/X, был обнаружен в августе прошлого года, почти через 50 лет после предыдущего.