01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
8 февраля

Ученые привели в порядок хаотичную родословную цитрусов

Pixnio

Биологи секвенировали геномы 60 различных цитрусовых, чтобы установить их относительное родство и происхождение. Оказалось, что все современные грейпфруты, лимоны, апельсины и лаймы — это гибриды десяти диких сортов, которые, в свою очередь, произошли от единого предка, произраставшего в Азии около восьми миллионов лет назад. Статья с результатами опубликована в журнале Nature.

Собранные данные позволили генетикам проследить эволюцию цитрусовых назад во времени. Оказалось, что их родина находится на юго-восточных склонах Гималаев, где в позднем миоцене рос их общий предок. Плоды того растения, скорее всего, больше всего напоминали несъедобные кислые и горькие фрукты растущего в Юго-Восточной Азии цитрусового папеда (Cītrus hȳstrix). Позднее оно породило десять других диких видов, в том числе помело, дикий мандарин и один из видов кумквата. С тех пор некоторые из этих видов уже исчезли.

«Все другие разновидности цитрусов, в том числе экономически важные сорта (апельсины, грейпфруты, лимоны, лаймы) — это гибриды двух или более "чистых" видов», — пояснил ведущий автор работы Гохун У из американского Объединенного института геномов.

Согласно генетической информации, цитрусы быстро распространились по Юго-Восточной Азии во время смены климата, из-за которой летние муссоны ослабли. Авторы отмечают, что их работа предоставляет первый полноценный взгляд на происхождение этих фруктов, естественное распространение по планете и время разделения на различные виды. Все эти темы долгое время были предметом споров среди ученых. «Понимание разнообразия и взаимоотношения между цитрусами — это первый шаг к выведению фруктов с желаемыми свойствами и устойчивых к заболеваниям», — подытожил У.