01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
14 февраля

Доминирующие фазаны быстрее учатся

Кавказский фазан
Zdenek Pachovsky/Flickr

Ученые проанализировали, как способность фазанов справляться с заданиями на пространственную память зависит от их социального статуса. Оказалось, что чем выше положение птицы в иерархии, тем лучше она справляется с тестами. Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.

Биологи проводили опыты над 18 самцами кавказского фазана Phasianus colchicus. В каждом из множества опытов их помещали перед двумя туннелями. Задачей птиц было запомнить, какой из туннелей заблокирован, а какой — свободен. Оказалось, что доминантные животные лучше запоминали это: верхняя треть с социальной иерархии справлялась на 40% лучше, чем нижняя треть. Пока остается не ясным, делает ли доминантность фазанов умнее, становятся ли более умные индивиды доминирующими или и то, и другое зависит от иных факторов.

«Каждой птице предлагалось пройти тест 14 раз, и к концу эксперимента доминантные решали задачу намного лучше, — говорят соавтор работы Эллис Лэнгли из Эксетерского университета. — Мы до конца не уверены в причинах. Возможно, фазаны различаются по степени стрессоустойчивости в зависимости от социального статуса, из-за чего подчиненные особи подвержены большему стрессу и обладают меньшим количеством энергии, которую можно посвятить обучению».

В предыдущих подобных экспериментах ученые сравнивали доминантных и подчиненных индивидов только попарно. Это не отражает социальные взаимодействия животных в природе. Однако если рассматривать иерархию в группе, можно лучше понять взаимосвязь умственных способностей и структуры сообщества. Подобные работы авторы называют первыми шагами на пути понимания того, как естественный отбор воздействует на общие познавательные способности, такие как, например, обучаемость.