01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
21 февраля

Эволюция может победить алкоголизм

Wikimedia Commons/Indicator.Ru

Благодаря идущей сейчас эволюции человечество в будущем может избавиться от алкоголизма. Об этом говорят результаты анализа данных инициативы по массовому секвенированию генетической информации 1000 Genomes Project. Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Эволюция человека, безусловно, не остановилась. Однако понять, в каком направлении она движется сейчас, довольно сложно. В новой работе сотрудники Пенсильванского университета Кэлси Элизабет Джонсон и Бенджамин Войт с этой целью изучили 2500 человеческих геномов. Они искали варианты генов, которые становятся более распространенными в различных популяциях, то есть еще не закрепились, а продолжают находиться под действием положительного отбора.

В результате было найдено шесть подобных участков ДНК: кластер генов гликофоринов, которые связаны с устойчивостью к малярии (популяции на четырех континентах); ген DGKK на X-хромосоме, причастный к аномалии развития мужских половых органов гипоспадии (африканские популяции); ген MTHFR, управляющий уровнем непротеиногенной аминокислоты гомоцистеина (европейские популяции); два участка, предположительно доставшиеся от неандертальцев; набор генов алкогольдегидрогеназы, катализирующего окисление спиртов фермента.

Алкогольдегидрогеназа позволяет намного ускорить процесс превращения этилового спирта в ацетальдегид, который затем превращается в ацетат в следующем процессе, то есть ускоряет появление похмелья. Человек с таким набором генов ощущает негативные последствия спиртного гораздо быстре, из-за чего становится намного сложнее стать алкоголиком.

Авторы отмечают, что испытывающие положительный отбор варианты связывают с устойчивостью к алкоголизму, хотя конкретный механизм этой взаимосвязи неясен. Возможно, причиной положительного отбора стало то, что для склонных к алкоголизму людей вероятность обзавестись потомством меньше.