01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
25 февраля

Ученые сравнили Европу с южноафриканской шахтой

Kevin Gill/Flickr

Бразильские ученые сравнили условия на дне океана под поверхностью Европы, спутника Юпитера, и в одной из самых глубоких шахт Земли. Таким образом они попытались оценить возможность использования живыми организмами ядерной энергии. Подробности исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Европа привлекает внимание астрономов как один из наиболее перспективных с точки зрения поиска жизни объектов Солнечной системы. Пригодные для ее появления условия могут сложиться в океане жидкой воды под слоем льда на поверхности спутника. Похожие условия ученые нашли в шахте Мпоненг в Южной Африке – одной из самых глубоких шахт в мире (3777 метров). Там ученые находили бактерии, получающие энергию за счет радиолиза воды – разложения молекул ионизирующим излучением, которое дает примесь радиоактивного урана в воде.

«Уран расщепляет молекулы воды, и образуются свободные радикалы (H+, OH- и другие). Свободные радикалы атакуют окружающую породу, особенно пирит (дисульфид железа, FeS2), получаются сульфаты. Бактерии используют сульфаты, чтобы синтезировать АТФ, нуклеотид, с помощью которого хранится энергия в клетках. Впервые была найдена экосистема, прямо основанная на ядерной энергии», – рассказал один из авторов работы, астробиолог из Университета Сан-Паулу Дуглас Галанте.

По мнению ученых, условия в глубине шахты могут быть похожи на существующие на дне океана Европы. Хотя на поверхности температура близка к абсолютному нулю, на глубине вода сохраняется в жидком состоянии за счет периодического сжатия и расширения породы при приближении и отдалении от Юпитера.

Неравномерность распределения химических элементов, по словам авторов работы, была ключевым условиям появления живого на Земле. На Европе она могла образоваться в результате взаимодействия воды и элементов коры спутника. В связи с этим ученые призывают искать радиоактивные элементы и пирит на тех космических телах, где астробиологи предполагают подходящие для появления жизни условия.