01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
5 марта

Загадочное подземное растение впервые нашли после 150-летних поисков

Цветок Thismia neptunis
Sochor et al

Ботаники повторно открыли растение тисмия Нептуна (Thismia neptunis), которое распространено только в удаленных джунглях Малайзии. Этот организм большую часть времени проводит под землей, над ее поверхностью появляются лишь цветы, но и то всего на пару недель и не каждый год. Статья с результатами опубликована в журнале Phytotaxa.

Thismia neptunis впервые описал итальянский ботаник и путешественник Одоардо Беккари в 1866 году. Этот ученый XIX века, открывший сотни видов растений, обнаружил тисмию в восточном штате Малайзии — Саравак. Он составил ее описание и сделал несколько рисунков, однако с тех пор никаких свидетельств о существовании этого растения науке известно не было.

В экспедиции 2017 года чешские ботаники смогли обнаружить тисмию Нептуна, о чем они рассказали в новой статье. Цветущий стебель растения невелик — всего около 9 сантиметров в высоту. «Мы так мало знаем о распространенности этого растения из-за его неприметного внешнего вида, ведь его легко не заметить во время работы в джунглях, — пишут авторы. — Насколько нам известно, этот вид нашли всего во второй раз. Поэтому мы представляем уточненное описание и самую первую фотографию этого знакового и ставшего благодаря своеобразному виду и характерному названию практически мифическим растения».

2823407d35d23388185b938246ed926b00176dfe
Thismia neptunis
Sochor et al

Ученые интересуются такими редкими растениями не только в связи с их весьма ограниченной распространенностью, но и благодаря другим удивительным свойствам. В частности, тисмия Нептуна относится к микотрофным растениям, то есть таким, которые питаются грибами и в связи с этим потеряли листья и способность к фотосинтезу. В данный момент ботаники затрудняются сказать, угрожает ли этому виду исчезновение из-за его скрытого образа жизни.