01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
10 марта

Малярийных комаров заставили светиться и убивать паразитов

Dong Y, et al. (2018)

В целях борьбы с малярией ученые из Франции и США модифицировали геном комаров. Суть изменений сводилась к тому, чтобы вызывающие малярию паразиты не смогли попасть в слюнные железы насекомых, а значит, и в кровь человека. Подробности работы опубликованы в журнале PLOS Pathogens.

Авторы статьи исследовали комаров Anopheles gambiae – главных разносчиков малярии в тропической Африке. Ученые обнаружили у комаров ген FREP1, «выключение» которого помогает насекомым бороться с вызывающими малярию паразитами, плазмодиями, и препятствует их распространению. Ученые показали, что если удалить это гена с помощью технологий редактирования генома CRISPR, то это нарушает работу механизмов, позволяющих плазмодиям попадать в слюнные железы комаров. Для того, чтобы отследить насекомых с модифицированным геномом, их также научили вырабатывать флуоресцентный белок.

Однако эффективность таких мер против малярии невысока. Дело в том, что удаление гена снижает выживаемость насекомых. Выпущенные на свободу, они не смогут конкурировать с дикими немодифицированными сородичами, а значит, и передавать измененный геном потомству.

Впрочем, есть и другие сложности. Разносчиками малярии служат около 40 подвидов комаров, и пока неизвестно, можно ли применить ко всем ним предложенный метод. Кроме того, сложно заранее предсказать, как изменение генома повлияет на поведение комаров и не станет ли оно началом цепной реакции, способной изменить жизнь целой экосистемы.