01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
11 марта

У мозга нашли «часы приема» для лекарств

3D-модель гематоэнцефалического барьера
Ben Brahim Mohammed/Wikipedia Commons

Медики из Пенсильванского университета обнаружили механизм, меняющий проницаемость гематоэнцефалического барьера в зависимости от времени суток. Свою работу они опубликовали в журнале Cell.

Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) препятствует проникновению в нервную ткань мозга микроорганизмов, токсинов, нейромедиаторов, антител и лейкоцитов, все это обеспечивает постоянство условий работы мозга. Вместе с тем ГЭБ не пропускает и многие лекарства, что затрудняет лечение заболеваний центральной нервной системы.

Авторы статьи обнаружили, что аналог ГЭБ у плодовых мушек более проницаем ночью, чем днем. Они также исследовали механизм, обеспечивающий эту регуляцию. Ученые обнаружили, что в ночное время магний активнее проходит через соединения клеток, образующих барьер, и его содержание в самих клетках снижается, что облегчает проникновение веществ в мозг.

Работу механизма ученые проверили, давая лекарство мушкам с моделью эпилепсии. Те насекомые, которым препарат давали ночью, быстрее поправлялись после припадков.

«В прошлых исследованиях ученые предполагали, что проницаемость ГЭБ колеблется в течение суток, и сейчас мы впервые получили прямое доказательство того, что у барьера есть собственные циркадные ритмы. Что еще более важно, мы обнаружили новые механизмы, и это может оказаться полезным при предписании времени приема препаратов, воздействующих на центральную нервную систему», – прокомментировала руководитель работы, профессор нейронаук Пенсильванского университета Амита Сегал.