01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
23 марта

Кометы Солнечной системы уже 70 тысяч лет помнят прошедшую вблизи звезду

Danielle Futselaar

Траектории комет Солнечной системы до сих пор испытывают влияние встречи со звездой Шольца. Примерно в то время, когда наши предки покидали Африку, двойная система карликов, известная под этим названием, прошла на рекордно малом расстоянии от Солнца – 0,8 световых лет. Об этом сообщает статья в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters.

Хотя наша звезда сблизилась с парой из красного и коричневого карлика 70 000 лет назад, люди узнали об этом лишь в 2015 году. Это соседство было самым тесным из всех известных – современная Проксима Центавра в четыре раза дальше от Солнца. Во время самого сближения звезда Шольца достигла десятой звездной величины – примерно в 50 раз тусклее, чем нужно, чтобы быть видимой невооруженным глазом. Но из-за магнитной активности, присущей красным карликам, она могла вспыхивать, и наши предки могли наблюдать ее в небе на протяжении минут или даже часов.

При сближении двойная звезда оказалась недалеко от внешней границы облака Оорта – гипотетической сферы из долгопериодических астероидов и комет, вращающихся вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам. Это облако окружает Солнечную систему с внешней границы – там, где солнечный ветер замедляется. Однако поначалу ученые решили, что с влиянием на облако Оорта пары карликов, в которой масса коричневого составляет лишь 6% от солнечной, а красного – 9%, можно вообще не считаться.

В новом исследовании эта мысль была опровергнута. Звезда Шольца по своему влиянию оказалась несколько больше похожа на Немезиду Шкловского – гипотетическую звезду-компаньон Солнца, возможно, красный карлик, периодическое вторжение которого в облако Оорта якобы и объясняло метеоритные дожди, вызывающие вымирания на Земле. Гипотеза о Немезиде на данный момент подкреплена лишь спорными интерпретациями и домыслами, а вот звезда Штольца вполне могла, пускай лишь однажды, сыграть значительную роль в движении транснептуновых объектов.

Анализ необычно увеличенных V-образных орбит 339 объектов облака Оорта показал, что они вращаются не по привычному эллипсу неслучайно. Компьютерные программы позволили рассчитать, где началось искривление этих орбит. Астрономы выяснили, что в какой-то момент траектории 36 объектов сильно сместились по направлению к созвездию Близнецы, а именно с этой стороны, вероятнее всего, к Солнцу и приближалась система звезд Шольца. Причем смещение произошло как раз около 70 000 лет назад.

Также исследователи нашли 8 претендентов на звание «межзвездных комет», которые могли прийти к Солнечной системе из-за движения звезды Шольца. Два из них – C/2008 J4 (McNaught) и C/2012 S1 (ISON) – с наибольшей вероятностью стали гостями из других звездных систем. На данный момент известно лишь одно тело, которое прибыло в Солнечную систему из «внешнего» космоса – сигарообразный астероид Оумуамуа. Хотя он, согласно недавнему исследованию, и был рожден в двойной звездной системе, изучение его траектории показывает, что к звезде Шольца он отношения не имеет.