01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
3 апреля

На темени древней ящерицы нашли четвертый глаз

Останки древней ящерицы рода Saniwa
Smokeybjb/Wikimedia Commons

Ученые искали на черепе у вымершего вида ящериц след от третьего глаза, а нашли место и для третьего, и для четвертого. Подобные органы впервые находят у развитых позвоночных, ранее было известно только о том, что они могут быть у бесчелюстных позвоночных — миног или миксин. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Теменным глазом называют особый светочувствительный орган, характерный для бесчелюстных, рыб, земноводных и рептилий. Он может воспринимать интенсивность света, но не видит изображения. Теменной глаз намного меньше обычных, как правило покрыт кожей (правда, над ним она тоньше, чем над другими органами) и располагается в особом углублении черепа.

Fc7743d0ec02e94468e7290266242b8d4fd77fee
Теменной глаз виден в углублении черепа варана

До конца функции этих органов неясны, предположительно они помогают животным ориентироваться в пространстве, регулировать циркадные ритмы и вырабатывать некоторые гормоны. Теменные глаза развиваются из пинеального (также называемого эпифизом, или шишковидным телом) и парапинельного органов.

У вымершего вида ящериц Saniwa ensidens, близкого родственника современных варанов, ученые обнаружили не только третий, но и четвертый глаз. Изучая череп варана, они пришли к необычному заключению – на черепе было два возможных места, где мог бы быть третий глаз. Часть исследователей считала, что орган находился в одном месте, другая часть – во втором. В результате спора ученые пришли к выводу, что у этого вида варанов было не три, а четыре глаза. Гипотеза подтвердилась, когда ученые проверили и другие черепа найденных раньше животных.

6e352e68549cfc4e8d5a815055b5f4918e8f7939
Реконструкция того, как могли выглядеть третий и четвертый глаза
Senckenberg Gesellschaft für Naturforschung / Andreas Lachmann / Digimorph.org

Открытие позволяет ученым сделать выводы о том, как проходила эволюция пинеального и парапинеального органов. Выяснилось, что они развивались независимо, то есть не были парным органом, как, например, обычные глаза. Более того, потеря четвертого глаза у большинства позвоночных также прошла независимо.