01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Науки о Земле
6 апреля

«Недостающее звено» в круговороте азота поможет лучше понять изменения климата

Богатые азотом горные породы
B. Z. Houlton

Веками ученые считали атмосферу основным источником доступного для растений азота. Однако они недооценивали выветривание, благодаря которому четверть азота попадает в экосистемы из горных пород. Об этом сообщает статья в свежем выпуске Science.

До этого исследования наука рассматривала атмосферу как главный источник азота для экосистем, поскольку она состоит из азота на 78%. Участие азота в геохимическом цикле углерода, который постоянно перемещается между биосферой и неорганическим миром, было не изучено. Кроме того, ученые не могли найти «недостающее звено» в круговороте азота: в почве и растениях его было больше, чем это можно было бы объяснить, зная лишь об атмосферном источнике.

Этот фактор мешал исследователям понять одну из причин глобальных климатических изменений, поскольку углерод входит в состав углекислого газа. Чем больше углерода захоронено в породах или мертвой органике, тем меньше углекислого газа в атмосфере. А от повышения уровня углекислого газа усиливается парниковый эффект, повышая температуру на планете.

При помощи трех независимых способов оценки были получены новые данные о том, что в круговорот веществ из горных пород возвращается целых 26% азота. Они меняют господствующую научную парадигму, помогая понять роль азота в климатических процессах. Именно азот стимулирует рост растений, которые перерабатывают углекислый газ и воду в биомассу, частично изымая его из круговорота.

По подсчетам ученых, от 19 до 31 миллиона тонн азота ежегодно возвращается в биосферу из лежащих на поверхности горных пород. Это происходит в основном благодаря выветриванию и химическим реакциям минералов с водой. Меньше всего азота поставляют породы в Африке, тогда как Гималаи, Анды, тундры, степи и леса в северных широтах привносят большую часть азота этим путем.