01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
10 апреля

В засекреченной пещере Таиланда найден новый род лягушек

Siamophryne troglodytes в естественной среде обитания
Николай Поярков/PeerJ

Биологи открыли ранее неизвестный науке род и вид бесхвостых амфибий Siamophryne troglodytes. Эти лягушки обитают лишь в одном месте планеты — в карстовой пещере Таиланда, расположение которой не раскрывается ради безопасности животных. Результаты исследования герпетологов позволяют пересмотреть эволюционную историю бесхвостых амфибий, а также имеют важное систематическое и природоохранное значение. Работа сотрудников МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с зарубежными коллегами проходила в рамках направления «Животные» проекта «Ноев Ковчег» (при поддержке Российского научного фонда), ее результаты опубликованы в журнале PeerJ.

История открытия Siamophryne troglodytes началась еще в 2016 году, когда тайский исследователь Джитеп Танпрэсерт работал в карстовом регионе национального парка Сай Йок в Тайланде. В одной из пещер он обнаружил маленькую странную лягушку с большими глазами и присосками на пальцах, сфотографировал ее и поделился снимками с коллегами. Тогда и стало ясно, что ученый столкнулся с неизвестным науке видом амфибий. По многим признакам животное отнесли к большому и разнообразному семейству узкоротов (Microhylidae), однако оставалось непонятным, к какой именно группе в пределах семейства оно принадлежит.

356f8e39a6c04b75691a57e2549d92fe4f8eac07
Ареал распространения подсемейства Asterophryinae. Зеленым цветом показано место находки Siamophryne troglodytes, красным и синим цветами — места находок остальных представителей подсемейства
Николай Поярков/PeerJ

Международная команда ученых предприняла несколько поездок в пещеру. По результатам филогенетического анализа оказалось, что лягушки принадлежат к подсемейству Asterophryinae, представители которого обитают преимущественно в Северной Австралии и Папуа — Новой Гвинее. Такой результат позволил ученым пересмотреть историю происхождения подсемейства. Тот факт, что эти лягушки найдены в глубине азиатского континента, свидетельствует о расселении их предков со стороны древнего материка Гондваны в Азию и далее на восток на Новую Гвинею и в Австралию, а не через Антарктиду в Австралию, как считалось ранее. Подобным же образом произошло распространение некоторых других амфибий и рептилий.

Ученые не только провели генетический анализ, было произведено непосредственно описание нового вида и рода. Видовое название troglodytes имеет греческие корни и переводится как «живущий в пещере», а название рода Siamophryne можно перевести как «сиамская жаба», что отражает биологию, таксономические и географические особенности вида. Также было исследовано строение скелетных структур при помощи метода рентгеновской микротомографии.

Еще одной интересной находкой стали головастики нового вида. Для подсемейства Asterophryinae характерно прямое развитие из яйца, минуя стадию личинки. Юные Siamophryne troglodytes, имеющие плоское белое тело в форме гитары, были обнаружены в наполненных водой расщелинах. Это свидетельствует о том, что лягушки попали в карстовые пещеры не случайно — они его полноправные обитатели, размножающиеся и всю жизнь обитающие в них.

9e1d32fdd94e32416e103c7628f48c5846ed6d3a
Иллюстрации морфологических деталей типового образца (голотипа) мужской особи Siamophryne troglodytes. A – Вид головы сбоку; В – Правая передняя лапа; С – Задняя правая лапа
Валентина Кретова/PeerJ

«Значимость нашего открытия многогранна, — поясняет соавтор работы Николай Поярков из МГУ. — Во-первых, не каждый день находишь нечто настолько отличающееся от всех остальных известных животных, что оно оказывается отдельным родом. Во-вторых, этот новый род проливает свет на эволюционную историю соответствующего подсемейства. В-третьих, есть и природоохранное значение нашей находки. Сегодня нам известна единственная популяция этих лягушек, интенсивные поиски других популяций не увенчались успехом, а потому из соображений безопасности данные о точном местонахождении пещеры, где обитает вид, не разглашаются».