01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
28 апреля

Урбанизация диаметрально противоположно повлияла на разные виды рыб

Одна из исследованных рыб — северный семотилус (Semotilus atromaculatus)
Brian Gratwicke/Wikimedia Commons

Исследование того, как форма рыб эволюционировала под влиянием городской среды, принесла ученым из Университета Северной Каролины одновременно ожидаемые и неожиданные результаты. Часть изученных видов стала более обтекаемой, а другая — наоборот. Подробности исследования доступны в статье журнала Global Change Biology.

Благодаря урбанизации скорость водных потоков во время дождей значительно вырастает. Биологи предположили, что в связи с этим должна измениться и форма обитающих в городах рыб. Те должны приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Чтобы проверить свою гипотезу, ученые исследовали два вида рыб — западного черноносого ринихта (Rhinichthys obtusus) и его «кузена» северного семотилуса (Semotilus atromaculatus). Оба вида обитают на северо-востоке США и в Канаде. Исследование включало в себя как полевые исследования, так и работу в музеях (чтобы сравнить современные очертания рыб с формой их предков) и лабораториях (чтобы выяснить причины, которые вызвали изменения формы рыб).

13f864ed7a314ffeaf5c2fcb0a1cc8303bc2e7b5
Черноносый ринихт (Rhinichthys obtusus)
Brian Gratwicke/Flickr

Черноносый ринихт изменился так, как биологи и ожидали — «фигура» современных особей в городах стала более обтекаемой, в то время как «сельские жители» оставались менее приспособленными к жизни в водоемах с быстрым течением. Эволюция северного семотилуса почему-то протекала совсем иначе — в более урбанизированных районах форма особей этого вида стала менее обтекаемой, а живущие в фермерских регионах рыбы либо совсем не изменились, либо обзавелись более «высокими» телами.

Доцент Университета Северной Каролины и ведущий автор статьи Брайан Лангерганс отмечает, что исследование показало, как разные виды по-своему решают задачи, которые ставит перед ними окружающая среда. Некоторые из подобных изменений невозможно предсказать, заключает Брайан.