01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
18 мая

Российскую Арктику сочли прародиной птиц

Brocken Inaglory/Wikimedia Commons/Pixabay/Indicator.Ru

В конце эры динозавров российская Арктика была настоящим раздольем для древних предков птиц и вполне могла послужить прародиной для их современных потомков. Это удалось установить благодаря находке кровососущих насекомых в таймырском янтаре. Возраст останков составляет около 85 миллионов лет (вторая половина мелового периода). Описание находки российско-украинским коллективом опубликовано в журнале Cretaceous Research.

Всего в руки ученых попало несколько небольших мошек — родственников комаров из ныне живущего семейства Simuliidae. Они сохранились в янтаре, который отрудники Лаборатории артропод Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН собрали на берегу таймырской реки Уголяк, и относятся к новому виду Ugolyakia kaluginae. Судя по раздвоенным коготкам на лапках, древние таймырские мошки питались кровью птиц. Коготки подобного строения помогали им цепляться за перьевые бородки.

6118bb372740232e26aa162b0a460e63a482c316
Мошка из таймырского янтаря (слева) и ее реконструкция (справа)
Пресс-служба ПИН РАН

Мошки составляют примерно 3% от всех насекомых, которых обнаружили в янтаре из Уголяка. В камнях близкого возраста из Бирмы, США и других регионов мошки крайне редки — их доля в среднем не превышает 0,1% от всех насекомых. Получается, питавшиеся кровью пернатые мошки процветали на Таймырском полуострове в верхнем отделе мелового периода, и, следовательно, птицы, их кормовая база, в изобилии обитали в полярных широтах.

Это служит еще одним подтверждением того, что уже на первых этапах своей эволюции птицы смогли освоить Арктику, несмотря на неблагоприятные условия этого региона, такие как резкая сезонность климата и полярная ночь. В этом птицам помогла способность быстро расти, необходимая, чтобы научиться летать за короткое полярное лето.

По мнению ученых, в позднем мезозое в Арктику проникли птицы из группы Ornithuromorpha, к которой относятся все современные пернатые и их вымершие родичи. Более примитивные и медленно растущие энанциорнисовые птицы обитали лишь в тропических широтах. Как считают авторы статьи, Арктика могла послужить прародиной для современных птиц — именно здесь они отточили свои навыки выживания, позволившие им пережить массовое вымирание в конце мезозоя, погубившее динозавров.