01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Гуманитарные науки
5 июня

Раскрыт способ надевания «шляп» на истуканов острова Пасхи

Истуканы острова Пасхи. На втором справа можно увидеть своеобразный головной убор из пемзы — пукао
Sean Hixon/Pennsylvania State University

Археологи описали, как аборигены острова Пасхи могли производить и транспортировать цилиндрические каменные «шляпы» для своих знаменитых каменных статуй — моаи. Авторы приходят к выводу, что это было по силам относительно небольшому количеству людей без централизованного надзора. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science.

Тихоокеанский остров Пасхи знаменит большим количеством монолитных каменных идолов моаи. Ученые уже предложили правдоподобные гипотезы по поводу того, как их изготавливали и перемещали. Эти предположения даже протестировали, подтвердив, что всю эту на первый взгляд невозможную работу могли проделывать даже небольшие бригады аборигенов.

Головы многих моаи украшают цилиндрические «шляпы» (пукао) из красной базальтовой пемзы.

0a4d8e0030ace98c7b2b4d94ba0381a581051f5e
Разнообразие форм пукао
Sean W. Hixon et al.

Их диаметр достигает двух метров, масса — нескольких тонн, что делает пукао самыми монументальными головными уборами, изготовленными человеком.

«Из многих вопросов, окружающих прошлое острова, наиболее выделяются два: как аборигены двигали такие массивные статуи и как они устанавливали настолько тяжелые пукао им на головы?», — говорит один из соавторов работы Карл Липо из Бингемтонского университета в Великобритании. В новом исследовании ученые предполагают, что пукао перекатывали из карьеров, где добывали сырье для них, а на головы моаи их поднимали при помощи пологой насыпи. Ученые считают, что туземцы удерживали цилиндры веревкой, которую тянули, стоя на вершине насыпи. Таким образом можно достичь результата с наименьшим усилием.

59cf67814c39eba6aaadb39476cba49acfecc7b6
Схема транспортировки пукао
Sean W. Hixon et al.

Гипотеза может показаться достаточно очевидной, но для ее обоснования авторам пришлось сделать подробные 3D-модели 50 пукао и 13 других базальтовых цилиндров. «Уравнения перемещения на основе ньютоновской физики, оценок человеческой силы, а также высоты моаи и массы пукао на четырех разных аху (так аборигены называли церемониальные платформы), подтверждают, что передвижения посредством закатывания вверх по наклонной поверхности физически возможно для 15 людей, — пишут исследователи в статье. — Это справедливо даже для наиболее массивных пукао (12 тонн)».

В дальнейшем авторы намерены изготовить реплики пукао и лично проверить, можно ли их транспортировать и поднимать на высоту около 10 метров предложенным способом коллективом из примерно 15 человек.