01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
21 июня

Тираннозавр не мог высунуть язык

Warpaint/Flickr

На основе анатомии сохранившихся костей ученые решили выяснить, как динозавры владели своим языком. Они пришли к выводу, что языки древних рептилий были не очень подвижны из-за строения подъязычной кости. Статья с результатами опубликована в журнале PLOS One.

Способность управлять мышцами языка во многом связана с подъязычной костью, к которой они крепятся. В частности, именно благодаря ей человек умеет лизать. Во многих фильмах, изображающих динозавров, у ящеров длинные и подвижные языки, буквально торчащие из их пасти. «Языки часто упускают из виду, — говорит ведущий автор работы Чжичен Ли из Китайской академии наук. — Тем не менее, они предоставляют ключевую информацию об образе жизни вымерших животных».

В новом исследовании палеонтологи сравнивали анатомию подъязычной кости вымерших динозавров, птерозавров и аллигаторов с их современными родственниками — птицами и выжившими аллигаторами. В результате они приходят к выводу, что динозавры не умели высовывать языки — скорее всего они неподвижно располагались в нижней части рта, как у современных аллигаторов. «Реконструкции языков на протяжении долгого времени были неверны, — говорит соавтор работы Джулия Кларк из Техасского университета в Остине. — У большинства вымерших динозавров кости языка очень короткие. У представителей отряда крокодиловых с похожей анатомией языки полностью прикреплены ко дну ротовой полости».

D5834f69f4e15b808616e1c0960878d547649f33
Окаменелые останки динозавров с сохранившимися фрагментами подъязычной кости, найденные в Китае
Li et al.

Вместе с тем виды, появившиеся несколько позже, такие как птерозавры и современные птицы, обладают гораздо более подвижными языками. Это достигается благодаря большому разнообразию и увеличенной длине подъязычных костей. Авторы выдвигают гипотезу, что подвижность языка стала следствием адаптации к изменению передних конечностей, превратившихся в крылья.