01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
4 июля

Мозг попугаев оказался похож на обезьяний

Dan Binder-Brantley/Flickr

Ученые обнаружили, что области мозга попугаев, отвечающие за передачу информации между корой и мозжечком, намного больше, чем у других птиц. У людей и других приматов область с аналогичной функцией также увеличена по сравнению с остальными млекопитающими. Считается, что она играет важную роль в высших когнитивных способностях. Результаты изложены в журнале Scientific Reports.

Человек пока не смог полностью разобраться в том, как работает мозг, но отметил несколько закономерностей, которые связывают его морфологию и когнитивные способности. В частности, ученые обратили внимание, что важную роль в интеллекте приматов играет область под названием ядра варолиева моста, через которую обмениваются информацией две наибольшие области мозга — кора полушарий и мозжечок. Считается, что эта область участвует в высокоуровневой обработке информации и важна для сложного поведения, так как заметно увеличена у людей и других приматов.

В новой работе биологи изучили образцы мозга 98 видов птиц из самой большой в мире коллекции подобных артефактов. Там содержатся органы как куриц и домашних водоплавающих птиц, так и попугаев и сов. Ученые исследовали относительные размеры областей мозга, в частности, медиального заостренного ядра (medial spiriform nucleus, SpM), которое у птиц играет роль, аналогичную ядрам варолиева моста у человека.

«У попугаев SpM очень велико: в два-пять раз больше, чем у других птиц, например, куриц, — говорит соавтор работы Кристиан Гутьеррес-Ибанеc из Альбертского университета в Канаде. — Получается, что попугаи независимо от приматов развили увеличенную область, соединяющую кору и мозжечок. Это еще одно удивительное свидетельство сближения между этими животными. Сперва люди обратили внимание на сложное поведение, такое как использование инструментов и самосознание, а теперь также нашли сходства в строении мозга».

Теперь авторы намерены более детально изучить, какая именно информация проходит через SpM у попугаев. Они также надеются, что это позволит получить новые знания и о работе мозга млекопитающих, в том числе человека.