01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
7 июля

Бактерии ослабевают по мере адаптации в организме

Бактерии Pseudomonas aeruginosa, изображение сканирующего электронного микроскопа
Janice Haney Carr

По мере того, как бактерия адаптируется в организме, ее резистентность к антибиотикам снижается. К такому выводу пришли британские ученые в ходе изучения больных с тяжелым наследственным заболеванием, муковисцидозом. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

За долгое время, в течение которого человечество использует антибиотики, многие бактерии выработали резистентность, то есть стали невосприимчивы к этим препаратам. К ним относится и бактерия Pseudomonas aeruginosa, которая может выживать в очень суровых условиях. На здоровых людей она обычно не действует, а у больных муковисцидозом может вызвать серьезное поражение легких.

Муковисцидоз — это наследственное заболевание, при котором нарушается работа экзокринных желез (потовых, сальных, слюнных, печени и других). С развитем этой болезни возникают в основном патологии кишечника и легких. Из-за повышенной вязкости выделений бронхиальных желез, организм оказывается не способен бороться даже с легкими инфекциями. Инфицировать легкие больного может, например, Pseudomonas aeruginosa, безопасная для здоровых людей. Ученые из Ливерпульского университета и Университета Солфорда исследовали, как при этом изменяется восприимчивость бактерии к антибиотикам.

Авторы исследования обнаружили мутации, которые появляются в ДНК Pseudomonas aeruginosa по мере адаптации в организме. Эти мутации необходимы бактерии, чтобы выжить, пока ее не уничтожила иммунная система человека. При муковисцидозе иммунитет значительно ослаблен, поэтому бактерии успевают адаптироваться в легких пациента. Однако, как выяснили ученые, эти же мутации ослабляют бактерии по отношению к антибиотикам. Авторы считают, что это открытие поможет сделать лечение больных с муковисцидозом более эффективным.