01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
16 июля 2018

Едва начав работу, африканский телескоп получил самое детальное изображение центра Млечного Пути

SARAO
Центр Млечного Пути, каким его удалось увидеть благодаря радиотелескопу MeerKAT

13 июля расположенный в ЮАР массив из 64 радиотелескопов MeerKAT полчил самое четкое изображение центра Млечного пути в радиодиапазоне. Такм образом был «отмечен» официальный старт работы телескопа. Он будет исследовать крупномасштабную структуру Вселенной, ее эволюцию, темную материю, космические магнитные поля и природу переменных радиоисточников, таких как быстрые радиовсплески. Об этом сообщается в пресс-релизе международного проекта Square Kilometre Array.

MeerKAT расположен в Северо-Капской провинции Южно-Африканской Республики. Он состоит из 64 отдельных зеркал диаметром 13,5 метров каждое, которые могут работать в режиме интерферометра. Он спроектирован и профинансирован ЮАР и рассчитан для проведения различных наблюдений, в том числе поляризационных, в диапазонах 0,58 — 1,75 гигагерц и 8 — 14,5 гигагерц. Общая стоимость создания телескопа составила 330 миллионов долларов США. Его постройка — часть реализации проекта крупнейшего в мире радиотелескопа Square Kilometre Array, который должен быть завершен к 2024 году.

Первые наблюдения на еще недостроенном MeerKAT начались в 2016 году. На церемонии 13 июля было впервые показано изображение, полученное при помощи всех 64 зеркал — самые детализированные данные о радиоизлучении центра Млечного Пути. «С введением нового инструмента ЮАР будет готова встать на передний край астрономии и анализа больших данных, — сказал генеральный директор SKA Фил Даймонд. — Ожидаемый успех SKA в большой степени опирается на MeerKAT».

Проект уже привлек множество иностранных специалистов: они хотят присоединиться к исследованиям из-за хороших условий в месте расположения телескопа — низкой плотности населения и большому количеству ясных дней. В начале 2000-х, когда в ЮАР только начинала развиваться наблюдательная радиоастрономия, во всей стране было около десяти ученых, а сегодня сильные научные группы есть уже во многих университетах. «Раньше наши ученые уезжали для занятий астрономией за границу, а теперь мы сами привлекаем иностранцев», — сказал ведущий научно-технический специалист Южно-Африканской радиоастрономической обсерватории Джастин Джонас, который был одним из инициаторов присоединения ЮАР к проекту SKA.