01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
24 июля

На Луне могла существовать жизнь

Возможное расположение древних озер на поверхности Луны
Anthony Smith/NASA

Астробиологи пришли к выводу, что в прошлом Луны было два этапа, когда на ней могла существовать жизнь. Простые живые формы могли выживать на ее поверхности около четырех миллиардов лет назад и около трех с половиной миллиардов лет назад. Результаты приведены в журнале Astrobiology.

Практически нет сомнений, что сегодня на Луне жизни нет — там практически отсутствует атмосфера и закончились геологические процессы. Однако так было не всегда. Непосредственно после формирования этого небесного тела и в период максимальной активности лунных вулканов у ее поверхности находилось достаточно больше количество разнообразных газов, в том числе водяного пара. При охлаждении они даже могли образовывать озера. Также у ранней Луны вполне могло быть собственное магнитное поле, которое защищало ее от частиц солнечного ветра.

В новой работе Дирк Шульце-Макух из Университета Штата Вашингтон (США) и Ян Кроуфорд из Лондонского университета (Великобритания) пишут, что такие лунные озера могли сохраняться на протяжении миллионов лет. К этому выводу авторы пришли благодаря недавним исследованиям, в которых рассказывалось, что в настоящий момент вода на есть и на поверхности Луны — в виде льда, и в горных породах ее мантии. «Если жидкая вода и заметная атмосфера существовали на ранней Луне на протяжении долгого времени, то мы считаем, что ее поверхность могла быть по крайней мере временно обитаемой», — говорит Шульце-Макух.

Ученые считают, что жизнь на Луне могла образоваться как самостоятельно, так и попасть на нее благодаря метеоритам с Земли. Древнейшие следы жизни на нашей планете также относятся к периоду 3,5—3,8 миллиардов лет назад. В это время в Солнечной системе было намного больше малых тел на вытянутых орбитах, чем сейчас. Эти тела часто сталкивались с планетами и их спутниками.

Идею астробиологов можно проверить, если внимательно изучить древнейшие породы на Луне — благодаря этому можно найти информацию об условиях на ней в то время, в частности, то, была ли тогда на Луне вода.