01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
1 августа

Наркотический коктейль позволяет цикадам летать без трети тела

Цикада Magicicada septemdecim, на которой, в том числе, паразитируют грибок Massospora cicadina
Judy Gallagher/Flickr

Биологи обнаружили, что поражающий цикад грибок выделяет в тело жертв наркотические вещества, такие как псилоцибин — психоделик, воздействующий на несколько типов рецепторов. Попавший в цикаду паразит может заменить собой заднюю треть тела насекомого, однако из-за псилоцибина насекомое этого не чувствует и продолжает летать и распространять споры паразита. Результаты исследования опубликованы на сервере препринтов по биологии BioRxiv.

Грибок Massospora cicadina паразитирует на цикадах. Его жизненный цикл синхронизован с появлением молодых особей цикад раз в 13 или 17 лет в зависимости от вида. Споры грибка развиваются внутри тел зараженных насекомых. Заражение меняет поведение цикад: они становятся гиперактивными, меньше времени уделяют еде и спариваются с большим количеством партнеров, что помогает паразиту распространиться. В конечном итоге в теле насекомого накапливается так много клеток паразита, что задняя часть их брюшка лопается и отваливается, а вместо него оказывается скопление спор.

D7df5ed462e2117168407aff98f7d9dd3d393267
Цикада со спорами вместо задней части брюшка
Matt Kasson

Ученые знали, что грибок меняет поведение цикад, однако подробностей того, как он это делает, они не знали. По итогам новой работы биологи из США пришли к заключению, что как минимум частично за это может отвечать катинон — алкалоид, по действию на организм близкий к амфетамину и эфедрину, и псилоцибин — психоделик и галлюциноген, получивший название в честь грибов рода Psilocybe, в которых он содержится в наибольшей мере.

Амфетамин может заставлять цикад активнее двигаться. Роль псилоцибина объяснить сложнее: существует гипотеза, что грибам он нужен для того, чтобы отпугивать насекомых от еды, подходящей обоим организмам. В таком случае псилоцибин может снижать аппетит насекомых, что позволяет им тратить больше времени на распространение паразита. В любом случае, точные механизмы воздействия этих соединений на насекомых неизвестны.

Открытие необычно сразу по нескольким причинам. Во-первых, ранее псилоцибин находили только в настоящих грибах, а их предки разошлись с предками Massospora cicadina около 900 миллионов лет назад. Во-вторых, катинон также никогда ранее не находили в грибках. Авторы даже решили связаться с Управлением по борьбе с наркотиками — американским ведомством, которое контролирует оборот наркотических веществ. Регулятор ответил, что отдельного разрешения на то, чтобы работать с цикадами, в данном случае не нужно, так как концентрации, с которыми имели дело биологи, слишком малы для того, чтобы оказать существенное воздействие на человека.