01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
6 сентября

Магнитное поле Юпитера оказалось удивительно сложным

Магнитное поле Юпитера в представлении художника
JPL/NASA

При помощи космического аппарата Juno астрономы построили полную карту магнитного поля Юпитера — крупнейшей планеты Солнечной системы. Оказалось, что оно гораздо сложнее, чем думали ученые, и не похоже ни на одно другое планетарное магнитное поле. В частности, полюса у него расположены не на противоположных сторонах. Результаты опубликованы в журнале Nature.

Собственное магнитное поле есть у многих космических тел, в том числе и у Земли. Считается, что оно появилось в связи с движением жидких проводящих слоев в глубине подобных тел. Магнитное поле определяет, как небесное тело взаимодействует с потоками заряженных частиц. Земное магнитное поле похоже на поле обычного полосового магнита: у него есть явно выраженные северный и южный полюса.

Построить карту магнитного поля Юпитера позволил зонд Juno, вышедший на орбиту планеты в июле 2016 года. Структура этого поля оказалась намного сложнее, чем земного. Оно похоже на поле изогнутого под прямым углом магнита с дополнительными деформациями на концах. В частности, один из полюсов оказался расположен недалеко от экватора планеты.

8679e9281b1d1b9d098e22579d6a20cfdcad9340
Схематическая иллюстрация магнитного поля Юпитера
Kimberly M. Moore

По словам ведущего автора исследования, Кимберли Мур из Гарвардского университета (США), результаты «сильно усложняют наше представление о внутренней структуре Юпитера». Современные модели того, как планеты генерируют магнитное поле, хорошо объясняют дипольные поля, такие как у Земли и Сатурна, или полностью хаотические, как у Урана и Нептуна. Поле, измеренное у Юпитера, объяснить будет гораздо сложнее. Например, одна из гипотез состоит в том, что турбулентные слои жидкого металлического водорода в недрах планеты взаимодействуют с растворенными в них горными породами и льдами. Согласно другой гипотезе, причиной могут быть крупные и долговременные атмосферные явления, которые на планете без твердой поверхности могут влиять на движение вещества вплоть до больших глубин.