01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
14 сентября

У растений нашли нечто похожее на нервную систему

Свечение вещества-сенсора показывает распределение кальция в растении
M. Toyota/Science

Листья растения могут передавать друг другу «сигналы бедствия» с помощью системы, очень похожей на нервную систему животных. Международная группа ученых провела экспериментальные исследования и показала, как информация о том, что растение находится в опасности, передается от листа к листу. Статья об этом опубликована в журнале Science.

Нервные клетки животных «общаются» между собой, передавая друг другу электрохимический импульс. В этом процессе участвуют нейромедиаторы — вещества, с помощью которых этот импульс передается от одного нейрону к другому. Ученые из Японии из США обнаружили, что очень похожая система оповещения есть и у растений. Если оторвать или повредить один листок растения, об этом довольно быстро узнают стебель и другие листья.

Авторы статьи пришли к открытию случайно, пока изучали влияние гравитации на травянистое растение резуховидку (Arabidopsis). В рамках этого исследования ученые разработали молекулярный сенсор — флуоресцентное вещество, чувствительное к содержанию кальция. Чем больше кальция, тем ярче оно светится. С помощью этой разработки ученые смогли в буквальном смысле увидеть, как изменяется уровень кальция в тканях растения в разных условиях.

В ходе эксперимента ученые отрезали от резуховидки один листик и обнаружили, что содержание кальция сразу же стало меняться: сформировался своего рода импульс, который распространялся от поврежденной части по всему растению. Свечение флуоресцентного сенсора резко стало ярче вблизи «раны», затем угасло и появилось уже немного дальше. Спустя некоторое время эта волна дошла до всех остальных листьев. Авторы исследования обнаружили также, что управляет уровнем кальция в растении глутамат — вещество, которое играет важную роль и в нервной системе животных. В дальнейших исследованиях ученые надеются более детально изучить сигнальную систему у растений и, возможно, научиться ею управлять.