01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
20 сентября

Экстази повысило социальность осьминогов

Tom Kleindinst

Биологи изучили влияние психоактивного вещества MDMA (метилендиоксиметамфетамин, экстази) на поведение калифорнийского двупятнистого осьминога Octopus bimaculoides. Обычно он недружелюбно настроен ко всем организмам, в том числе и к сородичам. В результате ученые выявили удивительное сходство биохимических основ социальности у осьминога и человека, что необычно для столь неродственных организмов. Результаты опубликованы в журнале Current Biology.

Осьминоги известны своими высокими интеллектуальными способностями. Например, они могут обманывать жертву, чтобы она подобралась поближе и наделены эпизодической памятью, также есть свидетельства, что они могут учиться, наблюдая за жертвами и сородичами. Однако осьминоги совсем не похожи на людей: наш общий с ними предок жил около 500 миллионов лет назад. Мозг осьминогов гораздо больше похож на примитивный мозг улиток, чем на человеческий.

В новой работе ученые исследовали биохимию нейромедиаторов — соединений, которыми нейроны обмениваются при передаче сигналов. Особое внимание авторы уделили серотонину, который известен тем, что влияет на настроение. Оказалось, что у осьминогов и людей ген белка — транспортера серотонина, участвующего в связывании нейромедиатора с мембраной нейронов, практически идентичен.

Известно, что экстази воздействует именно на этот белок, поэтому авторы решили проверить на осьминогах действие наркотика, который усиливает социальное взаимодействие у людей, мышей и других позвоночных. В экспериментах животные под действием MDMA стали проводить значительно больше времени с сородичами, в то время как в обычном состоянии они избегают друг друга.

Авторы приходят к выводу, что регуляция социального поведения у осьминогов очень похожа на человеческую, но по каким-то причинам обычно подавлена. «Осьминоги иногда прекращают антисоциальное поведение, например, во время спаривания, — говорит соавтор работы Гуль Долен из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса (США). — Закончив же спариваться, они возвращаются к агрессии». Биологи отмечают, что результаты их исследования предварительны, и нужна дополнительная работа, прежде чем осьминоги смогут стать модельными организмами для исследования мозга или поведения.