01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
1 ноября

Окраской яиц птицы обязаны нелетающим динозаврам

Яйца современных птиц рядом с окаменелым яйцом динозавра (справа)
Jasmina Wiemann/Yale University

Скорлупа птичьих яиц часто имеет маскировочную окраску, подходящую под место обитания данного вида. Два века ученые считали, что эта черта развивалась у птиц многократно и независимо. Однако исследование, опубликованное в Nature, показало, что окраска скорлупы унаследована от динозавров.

Современные птицы используют для окраски яиц всего два пигмента – красный и синий. В разных сочетаниях они позволяют подстроиться под разную окружающую среду, создавая и равномерную окраску, и точки, и узоры. Проанализировав окаменевшие остатки скорлупы и яиц 18 динозавров, хранящиеся в Американском музее естественной истории, при помощи лазерной спектроскопии, ученые нашли такие же пигменты у эуманирапторов. К этой группе относились небольшие, подвижные хищные динозавры (например, велоцираптор), ставшие предками птиц.

6db303a929aa831c3115ef0c0c4c86e5049cf8be
Дейноних, вылупляющийся из голубого яйца с коричневыми пятнами в представлении художника
Jasmina Wiemann/Yale University

«Мы заключили, что цвета яиц эволюционировали параллельно местам открытого обитания динозавров, – рассказала в пресс-релизе палеонтолог из Йельского университета Ясмина Вейсманн, ведущий автор исследования. – Как только динозавры стали строить открытые гнезда, нахождение яиц на виду у хищников и гнездовых паразитов подтолкнуло эволюцию маскировочных цветов и индивидуально узнаваемых точек и пятен».

Таким образом признак, известный как отличительная черта птиц, оказался существовавшим задолго до их появления.