01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
3 ноября

Треть вымирающих растений нельзя спасти, сохраняя семена

Вход во Всемирное семенохранилище на Шпицбергене
Dag Terje Filip Endresen

Ученые провели анализ возможности сохранения различных видов растений при помощи высушивания и заморозки семян. Оказалось, что семена 36% находящихся под угрозой исчезновения видов не переносят такое воздействие, поэтому их нельзя сохранить при помощи банков семян вроде «Хранилища Судного дня» на Шпицбергене. Статья об этом опубликована в журнале Nature Plants.

На данный момент банки семян являются наиболее распространенной и развитой технологией сохранения растений вне их мест обитания. Такой метод предполагает их высушивание и хранение при температуре в -20 °C. Этот подход обладает рядом преимуществ, таких как возможность сохранять высокое генетическое разнообразие каждого вида при сравнительно низких затратах и поддерживать такое состояние на протяжении длительного времени.

Недавно ученые оценили количество растений, производящих так называемые стойкие семена, которые не поддаются охлаждению ниже 10 °C и которые, соответственно, нельзя сохранить в банках. Исследователи пришли к выводу, что такими семенами обладает примерно 8% всех видов. В новой работе ботаники детально исследовали распространенность этого свойства у видов различных категорий. Оказалось, что стойкие семена у 35% уязвимых видов, 27% вымирающих и 33% всех деревьев. Результаты показывают, что Глобальная стратегия по сохранению растений (Global Strategy for Plant Conservation — GSPC), целью которой была консервация 75% всех угрожаемых видов растений к 2020 году, является практически невыполнимой.

Авторы высказывают мнение, что для реализации задач GSPC необходимы альтернативные технологии. Одной из самых обнадеживающих является криоконсервации, при которой зародыш отделяется от семени и замораживается в жидком азоте при температуре -196 °C. Теперь авторы намерены разработать детальный протокол криоконсервации, который позволит начать крупномасштабное применение технологии для стойких семян.