01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
27 ноября 2018

Киты обучают друг друга хитрому охотничьему приему

Darren Jew/Getty Images

Биологи обратили внимание на быстро распространяющийся по популяции и ранее неизвестный трюк, которым горбатые киты пользуются при поиске пищи. Оказалось, что млекопитающие умеют замирать с открытым ртом, в который рыбы заплывают сами, так как пытаются спрятаться от других хищников — птиц. Статья об этом опубликована в журнале Marine Mammal Science.

Горбатый кит — одно из крупнейших животных на Земле, и рот у него тоже достаточно большой. В день животные могут поглотить до двух с половиной тонн еды, в основном мелкой стайной рыбы и ракообразных. Известно, что во время охоты горбатые киты используют специальные приемы, позволяющие сбить жертв с толку. Например, группа горбатых китов может плавать по кругу на глубине, выдувая пузыри и зажимая рыбу в своеобразную сеть из пузырей. Круг постепенно сужается, после чего киты по очереди всплывают в его центре с открытым ртом, глотая сразу множество рыб.

В ходе нового исследования ученые узнали о новом трюке китов. Для него достаточно одного кита, но ему нужна помощь от других «коллег», птиц, охотящихся на тех же самых рыб, например кайр или конюг. Кит может замереть в вертикальном положении, широко раскрыв пасть, наполовину торчащую из воды. Многие рыбы воспринимают такую полость как подходящее укрытие от атакующих с воздуха птиц, но попадаются в ловушку, когда кит смыкает челюсти.

Впервые такое поведение было замечено в 2011 году. С тех пор ученые зафиксировали его у более чем 20 особей. Подобное быстрое распространение, особенно характерное для животных, проводящих много времени вместе, может указывать на то, что эти гигантские млекопитающие могут учиться друг у друга. Авторы новой работы даже сравнивают такое поведение со специфической формой культуры.