01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
19 декабря 2018

Предложен новый тип химической связи

PeakPx

Химики предложили выделить новый тип химической связи — метавалентный. По свойствам он располагается между металлической связью в кристаллической решетке и ковалентной связью. Соединения с такой связью характеризуются многими специфическими свойствами, которые интересны с точки зрения технологического применения. Результаты исследования опубликованы в журнале Advanced Materials.

В основе современной химии лежит классификация связей между атомами. Стандартная схема выделяет три основных типа: ковалентную, ионную и металлическую, а также дополнительно водородную. Вещества, для которых характерен тот или иной тип связи, группируются в разных частях графиков электронных свойств. Тем не менее строгой границы между типами не существует, а некоторым соединениям могут соответствовать комбинации разных типов связей.

В новой работе коллектив авторов под руководством Маттиаса Вуттига из Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена (Германия) предлагает выделить новый тип химической связи. Экспериментальным обоснованием работы стали сложности, которые возникают при описании таких веществ, как теллурид германия (GeTe) и селенид свинца (PbSe). Подобные соединения проявляют интересные электронные и оптические свойства, которые можно использовать для создания запоминающих устройств и гибких экранов.

A0e4ff302b04b7a2e78a283b1c1a4774eb3f4ed6
График электронных взаимодействий и связей в химических соединениях. Зеленым цветом обозначена новая метавалентная связь
Philip Ball/Chemistry World

Авторы называют новый тип метавалентной связью. По физически наблюдаемым свойствам он располагается между ковалентной и металлической связями, но отличается от обеих. На основе численных расчетов авторы построили двумерную карту квантовомеханических свойств разных связей. По осям этой карты отложены степень переноса электронов в соединении и степень появления общих электронов — отличительная черта ковалентной связи. В таких координатах метавалентная связь заняла отдельную часть диаграммы. Авторы считают, что новый тип связи нужно выделить именно из-за того, что невозможно полноценно объяснить свойства этих соединений другими вариантами.