01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
18 января

В лаборатории впервые вырастили систему кровеносных сосудов

Трехмерная модель искусственной системы кровеносных сосудов
IMBA

Ученые из Университета Британской Колумбии впервые вырастили в лаборатории целую сеть кровеносных сосудов. Такие сосуды могут заменить естественные при диабете. Статья ученых опубликована в журнале Nature.

Когда у человека диабет, в его кровеносных сосудах часто наблюдается ненормальное утолщение так называемой «базальной мембраны». Это утолщение ухудшает передачу кислорода и питательных веществ к клеткам и тканям, что может вызвать множество проблем со здоровьем, начиная от почечной недостаточности и слепоты и заканчивая сердечными приступами и инсультами.

В исследовании, опубликованном в журнале Nature, исследователи описывают, как они смогли заставить стволовые клетки превращаться в «органоиды» кровеносных сосудов человека – трехмерные, выращенных в лаборатории клеточных системы, которые имитируют характеристики органов или тканей.

Затем ученые поместили выращенные кровеносные сосуды в чашку Петри, предназначенную для имитации «диабетической среды». Они обнаружили, что базальная мембрана утолщена таким образом, что «поразительно похожа» на утолщение, наблюдаемое у пациентов с диабетом. Затем исследователи отправились на поиски химического соединения, которое могло бы предотвратить это утолщение в их искусственных кровеносных сосудах. Им оказался ингибитор фермента гамма-секретазы.

Исследование группы показывает, что ингибирование γ-секретазы у пациентов может быть помогать в лечении диабета, но, по словам ведущего автора исследования Йозефа Пеннингера, существуют потенциальные возможности использования лабораторно выращенных кровеносных сосудов и для большого числа других заболеваний.

«Возможность строить человеческие кровеносные сосуды как органоиды из стволовых клеток - это переломный момент для медицины, - говорит Пеннингер. – Каждый орган нашего тела связан с системой кровообращения. Это может потенциально позволить исследователям раскрыть причины и способы лечения различных сосудистых и нервных заболеваний: от болезни Альцгеймера и сердечно-сосудистых заболеваний до заживления ран, инсульта, рака и, конечно, диабета».