01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
7 марта

Открыты четыре новых вида морских червей, способных регенерировать голову

Морской червь Tubulanus sexlineatus, регенерирующий голову
Terra C. Hiebert

Международная группа ученых обнаружила способность к регенерации ампутированной головы — недавнее эволюционное приобретение четырех видов морских немертин. Результаты опубликованы на страницах Proceedings of the Royal Society B.

Немертины — удивительные животные. Например, эти бентосные лентовидные черви поражают своей тактикой охоты. Немертина обвивает плоским телом добычу и выбрасывает наружу извилистый хоботок, который может нести острые иглы или ядовитые железы. Таким образом червь обездвиживает потенциальный обед, которым, как правило, становятся ракообразные, моллюски и другие некрупные обитатели глубин. Установлено, что некоторые представители этого рода могут достигать поразительных размеров: возле шотландского города Сент-Эндруса была обнаружена особь длиной в 54 метра. Страшно даже представить, кто может попасться в сети такого хищника.

Как оказалось, даже отсутствие головы не является проблемой для немертин. В ходе исследования 35 видов морских лентовидных червей исследователи обнаружили, что способность восстанавливать голову, включая и мозг, относительно недавно развилась у четырех различных видов.

«Это открытие показывает, что при сравнении групп животных мы не можем предположить их родство, основываясь только на способности к регенерации, — комментирует Александра Бели, адъюнкт-профессор биологии в Университете Мэрилэнда и один из соавторов исследования. — Существует вероятность того, что один из таксонов обзавелся навыком не так давно».

До какой-то степени все животные могут восстанавливать утраченные части тела. Незатейливые организмы, такие как губки, гидроидные и гребневики, могут вырасти из совсем крохотных фрагментов. Навыки людей в этой области ограничиваются способностью восстанавливать поврежденные участки кожи. Анализ же того, где и когда произошли изменения в регенеративных способностях разных групп на древе жизни, может послужить разгадкой к тому, как возник сам процесс.

«Предполагается, что предок этой группы червей был неспособен регенерировать голову, но четыре отдельные группы впоследствии развили эту способность, — утверждает Бели. — Мы пришли к выводу, что это изменение произошло всего 10-15 миллионов лет назад».

Глобально эти новые виды могут послужить модельным объектом для изучения регенерации, что позволит лучше понять эволюционный путь ценной суперсособности. В планы же научной команды на данный момент входят исследования молекулярных механизмов, которые привели к таким способностям.