01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
26 марта

Процесс формирования новых клеток мозга продолжается у взрослого человека

«Новорожденные» нейроны в ткани головного мозга 68-летнего человека
Llorens Lab

Испанские исследователи установили, что мозг взрослого человека продолжает формировать новые нейроны. Статья, посвященная разрешению вопроса, была опубликована в журнале Nature Medicine.

Один из открытых вопросов нейрофизиологии заключается в том, может ли зрелый мозг формировать новые нейроны или его возможности полностью иссякают к определенному этапу жизни? На сегодня методы иммуногистохимии (исследование специфически окрашенных образцов ткани под микроскопом) позволили разрешить дилемму: новые клетки действительно образуются.

Для идентификации молодых клеток исследовательская группа избрала белок даблкортин. Эспрессируемый на начальных этапах развития клеток мозга, даблкортин взаимодействует с микротрубочками клеточного цитоскелета и отвечает за их стабилизацию. Если окрасить тканевой срез флуоресцентными красителями, специфичными к этому белку, то под микроскопом можно наблюдать наличие молодых, только сформировавшихся нейронов, и подсчитать их количество.

Испанские ученые исследовали 13 гистологических срезов, принадлежавших людям от 43 до 87 лет. В ходе эксперимента обнаружились десятки тысяч даблкортин-позитивных клеток в зубчатой извилине внутри гиппокампа — участка мозга, который кодирует воспоминания о событиях. Мария Ллоренс-Мартин, сотрудница Мадридского автономного университета и соавтор статьи, утверждает, что под микроскопом у нейронов можно было распознать признаки молодости. Описывая клетки, Ллоренс-Мартин употребила следующие термины: «гладкие», «пухлые», «с простыми неразвитыми ветвями».

В образце самого молодого донора (43 года) команда обнаружила примерно 42 тысячи незрелых нейронов на 1 квадратный миллиметр ткани мозга. У самых старых представителей число новых нейронов уменьшалось на 30% — эта тенденция соответствует предшествующим исследованиям на людях, показавшим, что нейрогенез у взрослых снижается с возрастом, но тем не менее продолжается. Команда также выявила, что у людей с болезнью Альцгеймера незрелых нейронов было на 30% меньше, чем у здоровых доноров того же возраста.

Некоторые ученые все еще продолжают скептически относиться к полученным результатам. По словам критиков, новое исследование не предоставило доказательств наличия пулов стволовых клеток в образцах мозга. А значит, вопрос не может быть закрыт.