01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Медицина
16 апреля

Разработана технология тестирования противораковых препаратов

BioOncology

Английские ученые вырастили в лаборатории крохотные реплики раковых опухолей тонкого кишечника, выявили их механизм избегания терапии, обнаружили ингибитор этого процесса и предложили метод тестирования злокачественных клеток на чувствительность к медикаментам. Работа представлена на страницах Journal for Immunotherapy of Cancer.

Злокачественная опухоль отлично шифруется от иммунной системы больного. В клетках опухоли — собственных клетках организма — сложно распознать патоген. К тому же рак обладает поразительной способностью обманывать, подавлять и привлекать на свою сторону иммунные клетки.

В ходе развития опухоль проходит несколько стадий, где отношения опухоль — иммунная система различаются. Первая стадия — стадия устранения (elimination). В результате канцерогенной мутации нормальная клетка приобретает способность неограниченно делиться, не реагируя на сдерживающие сигналы организма. Тем не менее, иммунная система способна различать и уничтожать очаги по ряду молекул-антигенов, которые располагаются на внешней мембране клеток. Иногда среди предраковых клеток оказывается несколько таких, которые имеют на мембране меньше антигенов, чем остальные. Они-то и дают злокачественное потомство.

Вторая стадия — равновесия (equilibrium). Иммунная система не в силах полностью уничтожить опухоль, и лишь ограничивает ее рост. Злокачественные клетки продолжают беспорядочно делиться «под снарядами» иммунных клеток, накапливают мутации и претерпевают естественный отбор по координатам «могу противостоять иммунной системе» — «не могу». В ходе эволюционного процесса организм сам невольно «выводит» именно тот вид рака, который его убьет. На стадии избегания (escape) опухоль уже малочувствительна к атакам иммунных клеток, более того — может перетягивать их на свою сторону для удовлетворения нужд.

355a7a958ffccea54dd794a199a4b7e4a1f71014
BioOncology

Цибисатамаб представляет собой белок, который одновременно связывается с антигеном на опухолевых клетках и рецептором на иммунных Т-клетках. Препарат «наводит» Т-клетки на злокачественные образования, «тыкая носом» прямо в виновников заболевания. Иммунотерапия цибисатамабом представляет собой новый способ лечения рака, однако работает не для всех. В настоящее время не существует способа выявить тех, кто из пациентов выиграет от терапии, а кто потеряет ценное время.

Команда ученых разработала технологию культивирования раковых клеток пациентов в лабораторных условиях. Было обнаружено, что раковые опухоли тонкой кишки в лабораторных условиях могут прятаться от лечения цибисатамабом, снижая количество антигенов на клеточной мембране. Исследователи создали новый метод тестирования опухоли на чувствительность к терапии антираковыми препаратами.

«Мы использовали новую технику для выращивания миниатюрных реплик опухолей, чтобы выяснить, будет ли конкретный пациент реагировать на иммунотерапию, — комментирует доктор Марко Герлингер, руководитель группы трансляционной онкогеномики в Лондонском университете. — Мы идентифицировали ингибитор Wnt-пути, который подавляет процесс снижения уровня антигенов на раковых клетках, чтобы обратить вспять этот процесс».